Виктория Бессонова: «ОРВ – недооценённый инструмент трансляции позиции бизнеса органам власти»
Бизнес-защитник Забайкалья подвела итоги деятельности института за 2019 год.
Между бизнесом и властью нужно выстраивать конструктивный диалог. Эффективным и востребованным инструментом для учёта мнения бизнес-сообщества при принятии нормативно-правовых актов всех уровней выступает институт оценки регулирующего воздействия (ОРВ).
В 2019 году аппарат забайкальского бизнес-защитника продолжил принимать активное участие в проведении мероприятий ОРВ правовых актов и их проектов.
— Процедура ОРВ — это важный и в настоящее время недооценённый инструмент. Он позволяет недопустить, чтобы вводимые законодательные изменения из-за возможного избыточного регулирования нанесли ущерб для деятельности бизнеса. Эффективность его использования зависит от готовности бизнеса и власти к реальному аргументированному диалогу, — подчеркнула Виктория Бессонова.
За минувший год аппарат Уполномоченного осуществил оценку регулирующего воздействия 61 нормативно-правового акта и их проектов. Количество рассмотренных актов на 15% больше чем в 2018 году и на 43% больше 2015 года — периода начала действия ОРВ. Половина из них — акты органов местного самоуправления, рассмотренные в рамках соглашений об участии бизнес-защитника в процедуре ОРВ.
— Больше половины рассмотренных нами правовых актов в рамках процедуры ОРВ касались вопросов предоставления субсидий предпринимателям, государственного управления, в том числе реформы контрольно-надзорной деятельности и размещения нестационарных торговых объектов, — рассказала бизнес-защитник.
В 2019 году была улучшена практика проведения согласительных процедур по замечаниям и предложениям к рассматриваемым проектам: Уполномоченный стала участником 37 подобных процедур, что в 6 раз больше, чем в 2018 году. По результатам согласительных процедур подавляющее большинство актов было доработано с учётом замечаний бизнес-защитника.
— В ходе таких процедур появляется «обратная связь». Участники ОРВ имеют возможность донести до разработчиков нормативно-правовых актов свою аргументированную позицию и обсудить её, — отметила Уполномоченный. — При проведении согласительных процедур могут быть скорректированы наиболее спорные нормы в проекте акта или инициировано внесение изменений в действующий акт в рамках оценки фактического воздействия.
Так, например, Уполномоченный совместно с предпринимателями края провели ОРВ законопроекта о внесении изменений в ст. 2 закона Забайкальского края об организации деятельности пунктов приёма и отгрузки древесины на территории региона.
Проектом предлагалось установить для бизнеса, осуществляющего деятельность по переработке древесины, обязанность по обеспечению на каждом пункте специально оборудованной площадки для накопления отходов лесопереработки, а также обработку, утилизацию, обезвреживание транспортирование и размещение таких отходов.
Уполномоченный в своём заключении отметила, что вводимые проектом нормы уже существуют в федеральном законодательстве. Кроме того, организация данного процесса имела много нерешённых вопросов межведомственного, технического, правового характера: не обеспечена необходимая категория земель для размещения таких отходов, отсутствуют механизмы вывоза, утилизации, охраны, обеспечения
противопожарной безопасности и др. Бизнес-защитник подчеркнула, что необходимость введения изменений на региональном уровне отсутствует, является излишней, вводит избыточные требования и усиливает административное и финансовое давление на бизнес.
По результатам ОРВ и согласительной процедуры законопроект был отклонён и отправлен на доработку.
— К сожалению, бизнес-сообщество принимает неактивное участие в процедуре ОРВ, — добавила Виктория Бессонова. — Органам публичной власти и предпринимателям необходимо увеличивать положительную динамику в этом направлении, поскольку ОРВ — это хороший механизм предотвращения нарушений интересов участников экономики.